Теперь нарушение правил реализации табачной и алкогольной продукции влечет за собой наложение штрафа вплоть до размера чистой квартальной выручки.
Незаконный оборот
На рынке Узбекистана доля незаконной табачной продукции составляет в среднем 10%, в отдельных регионах, например, в Ферганской области и Ташкенте, превышает 20%. За последние годы доля контрафакта подакцизных товаров значительно увеличилась. Никто не контролирует качество нелегальной продукции, содержание опасных веществ превышает норму, в итоге риски для здоровья населения растут в разы.
С 1 января 2021 года согласно ПКМ №737 в стране постепенно внедряется цифровая маркировка алкогольной и табачной продукции, которая дает возможность сократить долю контрафакта, защитить честных производителей и предоставить потребителям общественный инструмент проверки продукции до её покупки. А с 1 января 2022 года производство, импорт и реализация данных групп товаров без цифровых кодов находится под запретом.
Несмотря на это, в республике выявляются случаи подпольной торговли и кустарного производства. Так, за первые 5 месяцев текущего года таможенниками было выявлено 151 правонарушение ввоза табачной продукции на 3,8 млрд сумов. Было изъято почти 378 тысяч пачек незаконных табачных изделий, в выявлении которых помогла цифровая маркировка. По данным российской исследовательской компании Business Analytica, которая проводила изучение отечественного рынка табачной продукции в феврале этого года, ежегодные потери бюджета Узбекистана от нелегальной продукции могут составлять более $50 млн.
Цифровая маркировка
С 1 января 2021 года сигареты и алкогольная продукция, производимые и (или) ввозимые на территорию Узбекистана, подлежат обязательной цифровой маркировке. С 1 октября 2022 года цифровая маркировка станет обязательной для всех видов табачной продукции.
Цифровая маркировка – это единая автоматизированная система контроля за производством, импортом и оборотом товаров. Информация о каждой отдельной упаковке табачной продукции сохраняется в электронной базе данных, которая может быть проверена как потребителем, так и производителем.
Для проверки цифровой маркировки необходимо установить специальное мобильное приложение Asl belgisi. «С 11 июня 2022 года вступают в силу нормы законодательства, устанавливающие ответственность за нарушение правил цифровой маркировки алкогольной и табачной продукции. В течение последних полутора лет, с начала старта обязательной маркировки, у всех участников оборота, в том числе оптово-розничного звена, было время подготовится к этой дате – понять, что такое цифровая маркировка товаров, ознакомиться с функционалом информационной системы, установить онлайн-кассы, обеспечить сотрудников нужными знаниями и инструментами. В рамках подготовки к этой дате оператор системы цифровой маркировки CRPT TURON разработал дополнительный функционал, позволяющий проверять оригинальность маркированной продукции еще до того, как участник оборота получит товар и подтвердит электронный счет-фактуру, выставленный поставщиком. Данный функционал будет полезен всем участникам оборота, так как ответственность за соответствие товара установленным требованиям, несет в том числе и покупатель», — рассказал менеджер ТГ «Табак» OOO «CRPT TURON» Фазлиддин Сайдуллаев.
Напомним, нарушение одного или нескольких пунктов при реализации данных видов продукции является нарушением правил цифровой маркировки и влечет ответственность в соответствии с законодательством РУз, в частности: • нарушение правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции) средствами идентификации производителями и импортерами, для которых законодательством установлена обязательная цифровая маркировки, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 100 БРВ (30 млн сумов);
• нарушение установленных законодательством требований или порядка по отображению фискальных отметок либо оснащению автоматизированными измерительными средствами учета или обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов, а также нарушение производителями, импортерами и продавцами правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции) средствами идентификации влечет наложение штрафа в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.
11 июня – новый этап в процессе цифровой маркировки
Сотрудники ГНК, Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия и оператор системы Asl Belgisi регулярно уведомляют участников оборота о правилах маркировки и санкциях, которые предусмотрены законодательством.
«На сегодняшний день производимая в стране или импортируемая алкогольная и табачная продукции должны быть промаркированы. Благодаря внедрению цифровой маркировки продажи двух табачных компаний выросли по сравнению с прошлым годом. Процесс маркировки важный и требует особой внимательности, учитывая текущую обстановку и техническую подготовленность участников рынка», — рассказал начальник отдела ГНК Омадтилло Баратов. По словам менеджера оператора системы маркировки Тимура Иргашева, розница является завершающим звеном в прослеживании передвижения товара по всей цепочке.
«К сожалению, не все розничные точки при реализации сканируют коды маркировки на кассах, тем самым не выводят из оборота продукцию. Это является грубейшим нарушением требований. За последние месяцы мы активно общаемся с производителями, оптовыми организациями, а также розничным звеном, объясняя требования и механизмы для реализации маркированной продукции», — сказал Тимур Иргашев.
Внедрение системы цифровой маркировки способствует сокращению доли подпольной реализации незаконной продукции. Для этого важно, чтобы все участники оборота сканировали коды и при конечной реализации выводили его из оборота. Грамотное соблюдение всех правил маркировки поможет ускорить этот процесс, защитить потребителей от возможной покупки контрабанды или контрафакта, а также увеличит поступления в бюджет за счет налоговых и таможенных сборов.
Скачать приложение Asl Belgisi можно в AppStore и Google Play.
Источник: UzNews.uz