Обеление рынка, защита прав потребителей и честных производителей, увеличение поступлений в госбюджет – это лишь несколько примеров функций, которые выполняет система цифровой маркировки «Asl Belgisi». Цифровой лейблинг активно внедряют и в Узбекистане.
20 мая 2021 года Кабинетом министров принято постановление № 322 «О мерах по реализации пилотных проектов по расширению перечня продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке», согласно которому 1 июня дан старт пилотному проекту по внедрению системы цифровой маркировки «Asl Belgisi» в деятельность фармрынка. Пилот продлился до конца января 2022 года. О его итогах рассказал руководитель товарной группы «Лекарственные средства» – Диёр Расулев.
Диёр, каково общее количество участников пилота?
– Общее количество подписанных договор на участие в пилоте – 73. Из них 46 – это представительства иностранных компаний. Среди них знаменитые KRKA, DR. REDDY, BERLIN-CHEMIE, FARMAK, ГЕДЕОН РИХТЕР, ABBOTT, Novartis, фармацевтический завод EGIS, POLYSAN, PRO.MED.CS. Praha, VEGAPHARM, NOBEL ILAC SANAYI VE TICARET ANONIM SIRKETI.
Остальные 27 участников – местные производители лекарственных средств.
Каковы были ожидания оператора по количеству участников в самом начале проекта?
– В постановлении № 322 прописаны 6 местных производителей, которые должны были принять участие в эксперименте. Но их количество достигло 27. Отдельно хотелось бы отметить NAVBAHOR SANOAT, NOVA PHARM, GOLDEN MEDIKAL FARM, SERENE HEALTHCAREК, NOVUGEN PHARMA, SAMARKAND - ENGLAND EKO - MEDICAL. Эти местные компании выдвинули инициативу стать участниками эксперимента. В начале пилота были получены официальные письма от представительств иностранных производителей о готовности принятия участия в пилотном проекте по цифровой маркировке (24 компании). К январю цифра участников стала 46. И это огромная победа. Но преимущество пилота в том, что он открыт для всех желающих. И ограничений по количеству не было. Конечно же, мы рады столь огромному интересу со стороны участников рынка.
Расскажите пожалуйста, как проходил пилот, какие этапы были реализованы?
– За этот относительно короткий период удалось выполнить все ключевые задачи проект.
Это:
настройка функционала системы маркировки под новую товарную группу; регистрация участников пилотного проекта и открытие личных кабинетов в системе маркировки «Asl Belgisi»; определение пилотной продукции, и регистрация препаратов в подсистеме «Каталог маркируемых товаров»; пересмотр дизайн-макеты упаковок лекарственных препаратов и внесение соответствующих изменений в регистрационные документы; закупка, поставка и монтаж маркировочного оборудования и проведение пусконаладочных работ на производственных площадках всех участников пилотного проекта; обучение сотрудников предприятий по работе с новым оборудованием; выпуск сигнальных партий маркированной продукции и переход к серийному выпуску продукции с цифровой маркировкой. Иностранные производители тоже не отставали. Например, компании DR. REDDYS, BERLIN-CHEMIE, FARMAK, ABBOTT LABORATORIES выпустили сигнальные партии маркированных лекарственных средств, в ближайшее время ожидается их поставка в Республику Узбекистан.
Сколько кодов маркировки было выдано участникам в период пилота?
– Хочу отметить, в рамках пилота местные производители имели возможность бесплатно получить оборудование для маркировки на одну из их производственных линий, а также получать коды Data Matrix, предназначенные для тестового нанесения. Представительствам иностранных компаний предоставлялись только коды маркировки, вопросы технического характера они решали самостоятельно.
Всего было эмитировано около 12 млн кодов. В подсистеме «Каталог маркируемых товаров» было зарегистрировано 593 лекарственных препарата. Из них: 332 препарата местного производства и 261 препарат иностранного производства.
Подведите пожалуйста итоги пилота – как он прошел?
– На наш взгляд, пилотный проект по маркировке лекарственных средств прошел успешно. Все ключевые задачи пилота выполнены в срок. Участники пилота получили знания о принципах работы системы маркировки и опыт в налаживании производственных процессов, связанных с цифровой маркировкой выпускаемой продукции.
В ближайшее время мы ожидаем решение компетентных органов о поэтапном внедрении маркировки лекарственных средств, и появление первых партий маркированной продукции в аптеках нашей страны.
Также мнением об итогах пилотного проекта по маркировке лекарственных средств поделился его участник, менеджер по логистике представительства Abbott Laboratories GmbH Асалят Ризаева:
– Согласно ПКМ №322 «О мерах по реализации пилотных проектов по расширению перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке» от 20 мая 2021 года датой начала пилотного проекта на лекарственные средства и изделия медицинского назначения определили 1 июня 2021 года. Для нашей компании было важно участие в пилотном проекте - как для наладки всех процессов, связанных с сериализацией, так и для выявления возможных рисков в процессе производства и работы в локальной системе «Asl Belgisi». В качестве продукта-участника пилотного проекта был выбран препарат Дюфастон 10мг №14. В кратчайшие сроки был разработан и подан макет упаковки с местом для нанесения Data Matrix кода для дальнейшего утверждения со стороны Государственного центра стандартизации ЛС, ИМН и МТ, и уже в августе 2021 года вышеизложенные изменения были одобрены со стороны Регулирующего органа.
В рамках пилотного проекта мы также смогли зарегистрироваться в системе ASL Belgisi, заказать и получить коды, отчитаться по факту их нанесения, а также по агрегации продукта после поставки в Республику Узбекистан. Следующим шагом по налаживанию процесса будет отчет компаний-импортеров по приходу продукта на территорию таможенного склада.
Исходя из вышеуказанного мы можем сказать, что в целом пилотный проект был завершен успешно на этапе производства и отчетности в системе по нанесению и агрегации.
Для справки: OOO "CRPT TURON" входит в состав совместного предприятия Digital Holding, куда вошли Ucell и узбекские активы холдинга USM - ICS Holding Uzbekistan.
Источник: Uz24.uz