Национальная система
цифровой маркировки товаров

Пять мифов про цифровую маркировку лекарственных препаратов.

Цифровая маркировка – тема, широко обсуждаемая среди участников оборота лекарственных препаратов. Если для иностранных производителей она во многом знакома, то для наших компаний, выпускающих лекарства – относительно новое понятие. Может быть, именно с этим связано появление некорректных и порою мифических «ожиданий» от внедрения, которые на самом деле весьма далеки от реальности!

Стоить отметить, что цифровая маркировка продукции – это не какой-то отдельный проект или существующее само по себе направление. Цифровая маркировка неотделима от общего процесса цифровизации экономики и задачи по увеличению ВВП страны. Помимо выгод непосредственно от маркировки, развиваются и сопутствующие направления, создается своего рода высокотехнологичная экосистема. Маркировка влияет на развитие IT-бизнеса в стране, электронного документооборота, способствует приходу в Узбекистан иностранных системных интеграторов. Общество и государство получают новые рабочие места, стабильные налоговые поступления в бюджет, технологии и знания.

Цифровая маркировка так же предоставляет эффективный механизм борьбы с контрабандой и контрафактом. А это способствует приходу в Узбекистан иностранного бизнеса, которому нужен понятный и честный рынок, и инвестиций.

Снижение доли контрабанды и контрафакта с помощью цифровой маркировки улучшает позитивный образ Узбекистана на международной арене и формирует представление об Узбекистане как о передовой стране, использующей в экономике самые современные технологии!

Расскажем о нескольких “мифах”, все еще встречающихся в среде производителей лекарственных препаратов.

Миф первый – маркировка не принесет никакой выгоды государству.

Как показывает практика сопредельных стран, благодаря внедрению цифровой маркировки, существенно упростилась борьба с незаконным оборотом лекарств. С помощью цифровой маркировки контролирующим органам стало значительно легче и быстрее отслеживать и пресекать, зачастую, преступные схемы незаконной реализации препаратов. Приведем всего несколько примеров.

В начале июля полиция в России с помощью маркировки выявила кражи из больниц препаратов для лечения СПИДа и онкологии. Из незаконного оборота аптек были изъяты препараты для лечения СПИДа и онкологии на сумму более 10 млн руб. Благодаря системе цифровой маркировки лекарств удалось установить, что все они поступили в государственные медучреждения и, как следует из документов, якобы были переданы бесплатно больным, но по факту оказались в продаже в аптеках.

В январе 2022 года, благодаря маркировке, была выявлена схема двойной продажи лекарств государству и пресечен ущерб на сумму 1,2 миллиарда рублей.

В двух аптеках Ростовской области продавали опиоидные наркотические анальгетики без рецепта. Всего успели реализовать свыше 60 тысяч упаковок. С помощью системы маркировки сотрудники Росздравнадзора отследили приход в аптеки крупной партии лекарств, подлежащих предметно-количественному учету, и пресекли незаконную реализацию.

Таких примеров можно привести десятки. В результате сэкономленные государственные средства исчисляются миллиардами рублей, доля рынка контрабандных и контрафактных лекарственных препаратов снизилась до минимума и ее рост в принципе невозможен. Маркировка просто сделала бессмысленным любые попытки нелегальных продаж. За счет снижения доли рынка контрабанды и контрафакта выросла доля честных производителей, нарастивших объемы производства и продаж. Соответственно, значимо выросли и налоговые отчисления в бюджет.

Уверены, что аналогичный, а, скорее всего, гораздо больший, с учетом объема “теневого” рынка, эффект, внедрение цифровой маркировки лекарственных препаратов принесет и в Узбекистане!

Помимо пресечения незаконной деятельности некоторых участников оборота и экономии государственных средств, маркировка обладает еще одним важным и уникальным качеством. С помощью цифровой маркировки собирается полная статистическая информация о производстве, движении и наличии лекарственных препаратов в стране. Обладая доступом к реальным цифрам производства лекарств, имея механизм прослеживаемости, государство может отслеживать наличие любого препарата на любом складе или в любой аптеке в стране в он-лайн режиме. А значит, оперативно реагировать на недостаток какого-либо препарата или его избыток, вовремя купировать эпидемиологические ситуации, создавать необходимые запасы лекарств, опираясь на реальные цифры их наличия и так далее. Причем делать это адресно, действительно там, где необходимо, экономя время и, в итоге, спасая жизни граждан. И такие примеры уже есть – в России Министерство Здравоохранения создало на основе данных маркировки систему предупреждения рисков дефицита лекарств.

Миф второй – маркировка просто дополнительная нагрузка на бизнес, никакой выгоды она не несет.

Очевидно, что с уходом с рынка контрабанды и контрафакта, легальные лекарственные препараты займут эту нишу. Значит, честные производители увеличат производство и объемы продаж. Зависимость здесь прямая, но внедрение цифровой маркировки ведет не только к прямому увеличению доли рынка и доходов честных производителей. Есть еще и косвенные эффекты, выражающиеся в миллионах сэкономленных производителями долларов.

Так же, как и государство, честный производитель с помощью системы маркировки получит полные сведения о нахождении каждой единицы произведенного им товара. Это позволит экономить на маркетинговых исследованиях, избежать перепроизводства или дефектуры лекарств, обеспечить насыщенность рынка и правильно выстроить цепочку производства или поставок каждого наименования. Экономия только на логистике может составить миллионы долларов!

Как показывает опыт сопредельных стран, ни в одном сегменте, в котором запускалась маркировка, не произошло удорожание продукции по причине внедрения маркировочного оборудования и запуска процесса маркировки. Все аргументы, которые, как под копирку, используют различные недобросовестные производители с целью как можно дальше отодвинуть запуск маркировки, разбиваются о статистику и реальные показатели роста продаж.

Честные производители лекарственных препаратов в Узбекистане уже оценили преимущества цифровой маркировки. Ряд производителей уже выпускают маркированную продукцию и активно рассказывают об этом на рынке. Иностранные производители так же заинтересованы в запуске маркировки в Узбекистане, поскольку это позволит им, в первую очередь, бороться с контрабандой и “серым импортом”. Тем более, что, с точки зрения готовности к маркировке, иностранные производители находятся даже в более выигрышном положении, чем наши – пройдя путь внедрения маркировки для России, для маркировки в Узбекистане они будут использовать уже установленное оборудование.

Миф третий – потребитель все равно ничего не почувствует, просто еще раз заплатит за маркировку “из своего кармана”. Как уже говорилось выше, опираясь на опыт запуска маркировки в Узбекистане и в других странах, ни в одном из сегментов не произошло удорожания продукции из-за внедрения маркировки. Однако те, кто использует такой аргумент, преднамеренно или нет, упускают из вида еще один важный момент – невозможность при внедрении маркировки покупателю приобрести контрабанду или подделку.

Во-первых, наличие кода маркировки на упаковке товара уже само по себе свидетельствует о том, что товар настоящий. Но есть и дополнительный элемент контроля – мобильное приложение ASL BELGISI, которое доступно на всех существующих мобильных платформах и которое можно совершенно бесплатно скачать в Apple Store или в Google Play. С его помощью покупатель, до совершения покупки, может отсканировать код маркировки на упаковке лекарства и убедиться, что лекарство действительно подлинное, не находится в продаже второй раз, уже не выведено из оборота, прочитать информацию о лекарстве и так далее.

Защита жизни и здоровья граждан – одна из задач цифровой маркировки. Это большое социально-значимое дело и большая помощь государству. Невозможно будет производить неучтенный товар сомнительного качества, продавать лекарственные препараты без регистрационных удостоверений, расхищать лекарства, выделяемые государством бесплатно или продавать в открытую контрабандный товар.

Миф четвертый – маркировочное оборудование очень дорого, а сам проект по внедрению маркировки на производстве сложен и будет стоить несколько миллионов долларов.

Процесс внедрения маркировочного оборудования на производстве – это действительно серьезный проект, требующий внимания менеджмента компании. Это не просто закупка лицензий на какое-либо программное обеспечение или покупка серверов – это комплексный проект, напрямую влияющий на большинство бизнес-процессов компании. Однако, с точки зрения стоимости, каждый производитель может подобрать решение под свои нужды.

Сейчас на рынке в Узбекистане представлены порядка 30 различных интеграторов – как и из самого Узбекистана, так и из России, Казахстана, Европы, Индии и Турции. Что интересно, еще осенью их число не превышало 10. Несколько крупных интеграторов из других стран открыли в Узбекистане свои офисы, и процесс выхода все новых интеграторов на наш рынок еще только в самом начале.

На стоимость решения влияет множество параметров – тип нанесения, скорость производственной линии, тип выпускаемого лекарственного препарата, упаковка и так далее. На рынке представлено оборудование для всех ценовых категорий, стоимость проекта по внедрению так же может существенно отличаться в зависимости от компании-системного интегратора. Каждый найдет решение, соответствующее его бюджету и производственной линии - стоимость проекта может начинаться, буквально с нескольких тысяч долларов. Тем более, маркировка может осуществляться путем не только прямого нанесения, но и наклеивания стикеров, что так же дает возможность оптимизировать затраты для производителя.

Важный вопрос касается интеграции с системами Оператора маркировки. Вся техническая документация давно находится в открытом доступе, на сайте и в Справочном Центре ООО CRPT-Turon. Любой желающий может скачать и изучить ее. Оператор так же предоставляет тестовые доступы в систему, чтобы, задолго до внедрения оборудования, заинтересованные компании могли понять, какого рода настройки в программном обеспечении необходимо произвести, протестировали основные процессы и так далее. Если необходимо, специалисты Оператора предоставят технические консультации. Все это делается для помощи производителям, с целью как можно более простого и быстрого внедрения процесса маркировки на производстве.

Миф пятый – за последние годы несколько крупных иностранных фармкомпаний закрыли представительства в Узбекистане, с запуском маркировки уйдут и все остальные.

Крупному бизнесу, прежде всего, нужны две вещи – предсказуемость и доступ к реальной статистической информации. Бизнес в принципе не ориентируется на вербальные коммуникации вроде “у нас огромный рынок и гигантские возможности”. Бизнес живет по четким законам планирования и предсказуемости. А также хочет видеть реальную борьбу с контрабандой, быть уверенным, что его, легально ввезенный товар, не будет конкурировать с его же товаром, ввезенным контрабандой, без соблюдения условий хранения и температурного режима, без затрат на логистику, зато более дешевым.

Для иностранного (да и для любого другого) бизнеса также крайне важно иметь возможность получать точную информацию об объеме продаж, складских запасов, иметь возможность точно планировать производство и логистику, рассчитывать цели для своих представительств и бюджеты. Все это в принципе невозможно без цифровизации и внедрения эффективного механизма контроля, каким является цифровая маркировка.

Поэтому стоит задать вопрос – не ушли ли в предшествующие годы некоторые компании из Узбекистана именно по причине отсутствия эффективного цифрового механизма борьбы с контрабандой и контрафактом, а также из-за невозможности собрать корректную статистику по объему рынка и потенциалу продаж?

Уверены, что внедрение цифровой маркировки лекарственных препаратов будет только способствовать приходу иностранных компаний в Узбекистан, росту инвестиций в нашу страну, за счет создания для всех равных условий ведения бизнеса и “обеления” рынка в целом.

В завершении, хочется еще раз подчеркнуть, что цифровая маркировка неотделима от общего процесса цифровизации экономики и государственного управления, и, помимо очевидных выгод для государства, бизнеса и общества, выполняет и важнейшую социальную функцию. Уверены, что в ближайшем будущем наличие кода маркировки на лекарственном препарате, или на любом другом товаре, будет считаться само собой разумеющимся, а продажа контрабанды и контрафакта станет уделом маргиналов, не играющих никакой роли в обществе.

Источник: "Народное слово"

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах