Фармацевтическая продукция играет важную роль в укреплении здоровья населения, способствует росту благополучия граждан. Однако для достижения этих целей лекарства должны быть качественными, безопасными и подлинными. Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 апреля 2022-го, в 2022-2025 годах будет поэтапно внедряться система обязательной цифровой маркировки лекарственных средств и медицинских изделий. Начало цифровизации фармацевтического рынка назначен на 1 сентября.
В целях обеспечения реализации данного документа создана рабочая группа, в которую вошли специалисты из Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты, операторы системы цифровой маркировки OOO «CRPT Turon», агентств по развитию фармацевтической отрасли и по техническому регулированию.
Рабочая группа, выезжая на места, изучала финансово-экономические проблемы, возникающие при создании необходимых условий для внедрения системы маркировки на производствах лекарственных средств и изделий медицинского назначения
9 июня в Ташкентской области начала свою деятельность рабочая группа, в состав которой вошли два специалиста-оператора системы маркировки OOO «CRPT Turon»: операционный директор Олег Кузьмин и менеджер ТГ «Лекарственные препараты» Диёр Расулев. В ходе поездки осмотрены производственные площадки двух локальных компаний - ООО «Remedy» и ООО «REMEDY GROUP».
- Мы проверяем готовность локальных производителей лекарственных препаратов к старту обязательной маркировки. В рамках поездок посещаем заводы. Наша основная задача - посетить как можно больше производителей - будь то крупные или средние, - отметил О. Кузьмин.
Работа продлилась до 17 июня. Всего было запланировано 13 выездных встреч. За первую неделю группа побывала на заводах OOO «Remedy», ООО «Remedy Group», OOO «Navbahor Sanoat», OOO «Dentafill Plyus», а также в Наманганской области, где специалисты посетили два крупных завода - СП ООО «Merrymed Farm» и СП ООО «Spring Pharmaeutic».
- Мы ознакомились с предприятиями фармацевтической отрасли Узбекистана. От лиц, принимающих решения на этих производствах, услышали проблемы, связанные с внедрением маркировки. В настоящее время ведем переговоры с OOO «Remedy», ООО «Remedy Group», ООО «TEMUR MED FARM». Также встретились с ними дополнительно после поездок с рабочей группой, поделились какие решения по маркировке можем предложить, - подчеркнул директор ООО «INSOFTRETAIL» Дмитрий Пантелеев.
В работе задействованы также представители трех компаний-интеграторов, которые предлагают техническое и операционное решение для маркировки, - двое из России, один - из Индии. Это дало возможность производителям выслушать разные предложения и выбрать для себя оптимальный вариант. Практически все изготовители уже заключили договора с интеграторами, ожидают поставку оборудования. По словам специалистов, логистический путь занимает от двух до четырех месяцев. В связи с чем некоторые производители планируют начать маркировку методом стикеровки.
- Цель поездки - узнать готовность производителей к маркировке, изучить возникшие трудности и на месте их решить. В настоящее время в Национальной системе цифровой маркировки товаров Asl Belgisi зарегистрировались более 75 местных производителей. По последним данным в каталоге уже имеется информация по 1643 лекарственным препаратам. Встречи проходят очень плодотворно, - отметил менеджер ТГ «Лекарственные препараты» Диёр Расулев. - По итогам каждой приходим к единому мнению, делаем выводы. Интегратор может предложить несколько вариантов решений, но выбор остается за производителем.
Как отметил специалист Агентства по развитию фармацевтической отрасли Агзам Нартаев, география встреч рабочей группы широка. Удалось посетить СП ООО «Samarkand England Eco-Medical» в Самарканде, ООО «TEMUR MED FARM» в Сырдарьинской области, несколько крупных производств в столице и Ташкентской области. Государство всячески способствует тому, чтобы внедрение цифровой маркировки прошло безболезненно для производителей, не повлияло на их работу и не сказалось на поставке лекарств населению.
По словам участников рабочей группы, проблемы, которые ранее обсуждались со стороны локальных производителей, решаются на месте, фиксируются, а любые предложения также вносятся в протокол. Интеграторы знакомятся с производственными линиями, осматривают их и дают свое экспертное мнение, которое помогает точно понять в чем состоит недовольство изготовителя и какие пути решения можно ему предложить.
- Бывали случаи, когда производитель говорил, что других решений для его производства нет. Но благодаря интеграторам есть возможность осмотреть линии производства и на месте предложить другие варианты. Свою готовность к маркировке подтвердили ООО «Nika Pharm», ИП ООО «Nobel Pharmsanoat», «Serene Healthcare», ООО «NAVBAHOR SANOAT» и другие крупные производители, на долю которых приходится весомая доля рынка. Поэтому смело можно заявить о том, что предполагаемые некоторыми лицами дефицит лекарств на рынке, связанный с внедрением маркировки, - это всего лишь миф, - отметил Д. Расулев.
О готовности к внедрению маркировки рассказал инвестор и основатель фармацевтической компании Serene Healthcare Сатиш Виджайварги:
- Если система будет работать, то каждое производство и каждый дистрибутор будет иметь возможность увидеть реальные цифры своего производства, импорта, продаж, остатков и спроса. И это вопрос не просто системы - это вопрос здоровья народа. Фальсифицированные и незаконно ввезенные лекарственные препараты - риск для всех граждан.
Внедрение инновационных систем не редко сопровождаются вопросами со стороны производителей, для которых каждое новшество - это риск. Поэтому правительство стремится внедрить систему так, чтобы это не сказалось в первую очередь на количестве лекарственного ассортимента. Государство всегда готово помочь, открыто к диалогу и поддерживает предпринимателей.
Кроме того, активно организуются семинары и вебинары участников оборота с интеграторами - международные и местные компании предлагают различные решения, оборудование и делятся опытом. Встречи и тесное общение с производителями дает возможность поближе познакомить их с преимуществами цифровизации, помочь в решении возникших трудностей и подготовить к запуску маркировок.
Источник: Првада Востока