Около 80% фармпроизводителей Узбекистана готовы к обязательной цифровой маркировке, которая будет поэтапно внедряться в республике с 1 сентября. Об этом «Курсиву» рассказал менеджер товарной группы «Лекарственные препараты» оператора системы CRPT Turon Диер Расулев. По его словам, большая часть крупных и средних компаний уже освоили выпуск маркированной продукции, а остальные выбирают техническое решение.
Легальный барьер
Основная цель маркировки — борьба с «серым» рынком, увеличение налоговых и таможенных поступлений. Требование по цифровизации фармпродукции являются обязательными как для местных производителей, так и для зарубежных.
Покупатель может получить всю информацию о товаре, отсканировав цифровой код через мобильное приложение Asl Belgisi. С помощью него потребители смогут выявить подделку, которых на фармрынке встречается немало.
С сентября нанесение кода будет обязательным для лекарственных препаратов во вторичной упаковке (на коробке). В ноябре запустят маркировку лекарств в первичной упаковке. С 1 марта 2023 года технология будет обязательной для медикаментов, которые применяют при лечении редких заболеваний (орфанные препараты). В феврале 2025 года будут маркировать и медицинские изделия.
Инвестиции в «белый» рынок
Внедряют технологию производители за свой счет. Как рассказал директор по производству предприятия Nika Pharm Шерзод Карабаев, стоимость оборудования стартует от $10 тыс.. Каждая компания может выбрать для себя подходящие варианты в зависимости от объема производства. Но на начальном этапе внедрения производители могут столкнуться со снижением объем выпуска.
«В самом начале введения маркировки на нашем предприятии в декабре 2021 года производство снизилось на 40%. Когда мы закупили свое оборудование и полностью внедрили технологию, объемы выпуска почти не менялись. Для полного запуска производителю может понадобиться до 6 месяцев. Из них 3-5 месяцев необходимо ждать оборудование и один месяц нужен для полного внедрения на предприятии», — рассказал Шерзод Карабаев.
Руководитель производства сомневается в том, что, благодаря повсеместной маркировке, сильно вырастут объемы выпуска. Однако он уверен в том, что новая технология поможет бороться с нелегальным оборотом.
Налоговик-помощник
Наказывать производителей за нарушения в данной сфере пока не собираются. Главный инспектор Государственного налогового комитета (ГНК) Ахмадбек Файзиев на вопрос «Курсива» заявил, что регулятор на данном этапе не заинтересован в том, чтобы штрафовать предприятия.
«Как государственный партнер, как регулятор маркировки в целом, мы не заинтересованы в том, чтобы как-то привлекать к ответственности на данном этапе. На основе принципа «налоговик-помощник» мы связываемся с каждой компанией и помогаем с решением возникающих проблем. Мы будем бороться с теми компаниями, которые грубо нарушают действующее законодательство, например, завозят немаркированный или контрафактный товар. Пока мы просто мониторим ситуацию», — сказал Ахмадбек Файзиев.
По данным оператора CRPT Turon, местные фармпроизводители и представительства зарубежных компаний активно готовятся к началу процесса. В системе уже зарегистрированы 248 участников оборота. В «Национальный каталог» внесено более 4 тыс. лекарственных препаратов.
Как сообщал «Курсив» ранее, маркировка в Узбекистане стартовала с 1 января 2021 года, когда нанесение штрихкодов стало обязательным для табачных изделий и алкоголя. С апреля 2021-го РУз первой на постсоветском пространстве начала маркировку пива, а спустя год стала пионером в маркировке бытовой техники. Сегодня в республике «кодируются» уже четыре группы товаров.
Подробнее наKursiv Media