Национальная система
цифровой маркировки товаров

Маркировка товаров в ЕАЭС: опыт РФ и Узбекистана в борьбе с теневой экономикой

Современные технологии позволяют эффективно противостоять контрафакту, а заодно облегчают процесс отслеживания товара на всей цепочке – от производителя до потребителя. В выигрыше и предприниматели, и налоговый органы, и рядовые покупатели.

После того как Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС, деловые круги страны все чаще обсуждают те инициативы, которые есть во всех странах Евразийского экономического союза.

В частности, в Ташкенте в рамках выставки "Иннопром. Большая промышленная неделя в Узбекистане" прошла дискуссия на тему "Цифровая маркировка: Узбекистан, Россия. Трансфер технологий, интеграция, создание экономики доверия". Эта сессия была посвящена созданию в России и Узбекистане национальных систем цифровой маркировки для прослеживания перемещения товаров.

В рамках обсуждения главный государственный налоговый инспектор Управления перспективного развития налоговых органов Ахмадбек Файзиев поделился опытом внедрения системы маркировки на различные группы товаров, а также рассказал, зачем она нужна. По словам Файзиева, основная цель маркировки — борьба с теневой экономикой. Особенно эффективно в этом помогают цифровые технологии. Для их внедрения и функционирования в Узбекистане были приняты два постановления Кабинета министров. Согласно документам, в республике с 1 января 2021 года начата маркировка алкогольных товаров, а с 1 апреля – маркировка пива.

"Да, изначально, кто-то был "против", кто-то "за", но в итоге, мы успешно реализовали первый этап: маркировку алкоголя, табака и пива. У нас уже есть первые успехи: все заводы, производящие алкоголь и табак (51 алкогольный завод и два табачных), запустили у себя национальную информационную систему (НИС) мониторинга маркировки и отслеживаемости продукции Asl belgisi. Сейчас в системе зарегистрировалось 7 631 розничное предприятие, в том числе 111 оптовиков. То есть мы полностью смогли обеспечить интеграцию всех участников алкогольных и табачных предприятий, начиная от завода-производителя и заканчивая розничной точкой". Ахмадбек Файзиев главный государственный налоговый инспектор Управления перспективного развития налоговых органов

По данным на 1 апреля, 236,9 млн единиц продукции было промаркировано: 131 млн – это табак и 105 млн – алкоголь. Причем производство данных категорий продукции по сравнению с прошлым годом увеличилось на 10%. На очереди второй этап программы — маркировка фармацевтических изделий, воды и бытовой техники.

Директор департамента по юридическим корпоративным вопросам СП "УЗБАТ" Кирилл Сташков также поделился опытом использования подобных технологий. "Реализация проекта происходила в непростой год, но в тесной связке с ЦРПТ (Центром развития перспективных технологий) мы старались сделать это как можно скорее, и табачная индустрия была готова одной из первых. Во многом нам помог российский опыт: шел обмен информациями и привлечена одна из лучших практик", — пояснил Сташков.

Он отметил, что в Узбекистане проблема нелегальной торговли табака не стоит особо остро, поскольку из-за достаточно строгого контроля не заходит большое количество табачных изделий. Но система позволяет решать некие дополнительные функции.

"Условно говоря, для нас — предприятий табачной промышленности — важна аутентификация продукции, то есть мы знаем, где она находится, как проследует по всему пути, у кого она в руках. Это позволяет четко отслеживать соблюдение всеми участниками нормы законодательства и реагировать на нарушения. Плюс, безусловно, это фискальная функция для государства. Теперь мы четко знаем сколько приобрели кодов, об этом знает ГНК, и соответствующая сумма будет выплачена".

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) ратифицировал Соглашение о внедрении системы маркировки товаров средствами идентификации. Новый порядок вступил в силу 29 марта 2019 года и направлен на повышение прозрачности рынков, защиту потребителей, увеличение товарооборота легальных производителей и сокращение объемов теневой экономики.

Принятое соглашение позволяет объединить действующие и перспективные системы маркировки стран-участниц в рамках одной платформы, чтобы проследить весь цикл товарооборота от производства до продажи товара потребителю. Российский центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) участвует в разработке цифровой платформы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), параллельно внедряя в РФ систему национальной цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Система позволит создать единое экономическое пространство внутри ЕАЭС, способствуя осуществлению безбарьерного товарооборота в рамках объединения.

По словам председателя совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаила Дубина, в этих процессах маркировка не выступала барьером, а, наоборот, способствовала продвижению легального прозрачного оборота продукции с помощью технологических и организационный мероприятий.

Источник: uz.sputniknews

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах