Национальная система
цифровой маркировки товаров

Цифровая маркировка способствовала увеличению сборов подакцизного налога

1 января 2021 года Узбекистан внедрил систему цифровой маркировки алкогольной и табачной продукции. Новая система стала предметом бурных обсуждений. Понятно было только одно – цифровизация способствует обелению рынка, сокращению оборота нелегальной торговли и защитит права потребителей и законопослушных производителей. В чем же преимущество маркировки? Система дает возможность прослеживать передвижение товара по всей цепочке – от производителя до потребителя. Участниками оборота являются местные производители, импортеры и предприятия оптово-розничного звена.

Потребитель же благодаря мобильному приложению имеет возможность проверить товар на подлинность до покупки, осуществляя общественный контроль.

На сегодня в Узбекистане существуют два производителя табачной продукции – это АО СП «УЗБАТ А.О.» (производство осуществляется на самаркандской табачной фабрике) и ООО «Tashkent Tobacco» (на фабрике в Ташкенте осуществляется лицензированное производство продукции двух мировых брендов: Philip Morris International и Japan Tobacco International). Импорт табачной продукции осуществляют три предприятия.

"По итогам первого года производства маркированной продукции продажи двух табачных компаний увеличились на 586,8 млрд сум (+15,2%) по сравнению с предыдущим годом. Акцизные поступления за этот же период увеличились на 285,8 млрд сум (+17,3%)", - пояснил заместитель председателя Налогового комитета Республики Узбекистан Алимджан Файзибаев.

Система оправдывает себя и работает хорошо, считает директор департамента по юридическим и корпоративным вопросам СП "УЗБАТ" (British American Tobacco Uzbekistan) Кирилл Сташков.

"Мы в тесной связи с ЦРПТ, вместе устанавливали ее. Остановки производства не было, табачное производство осуществляется на тех же скоростях. Система установлена на сегодняшний день на нескольких звеньях цепочки поставок. Она безошибочно отвечает запросу на аутентификацию продукции, пользователь может подтвердить подлинность продукции, которую он покупает. Система – эффективный инструмент контроля и помощи структурам, которые борются с нелегальной торговлей", - считает представитель табачной компании.

Миновало более года с момента старта. По данным начальника департамента агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана Комилжона Бекмирзаева, на данный момент более 50 производителей табака и алкоголя заказывают коды цифровой маркировки через национальную информационную систему "Asl Belgisi". "По состоянию на 25 апреля 53 производителя алкоголя и табака работают с маркировкой, а в самой национальной информационной системе "Asl Belgisi" зарегистрировано 11,8 тыс. предприятий розничной торговли", - прокомментировал Бекмирзаев.

За этот период через систему маркировки "Asl Belgisi" было заказано 1,9 млрд Data Matrix кодов, выпущено 1,1 млрд единиц продукции с цифровой маркировкой. Акцизные поступления на табак в Узбекистане выросли более чем на 17% по итогам первого года производства маркированной продукции.

В целом, внедрение маркировки выравнивает шансы производителей и приводит к честной конкурентной борьбе, считает заместитель генерального директора Premium Uzbekistan (производитель алкогольной продукции) Александр Жуков.

"Сейчас, в данный момент, мы уже можем анализировать, что доля контрафакта снижается. Надеемся получить доступ к данным системы о конечных потребителях, что позволит снизить затраты на маркетинг", - отмечает он.

В целом система способствовала цифровизации рынка, увеличению поступлений в бюджет и защите честного производителя. На данный момент оператор системы OOO CRPT Turon работает над реализацией новых этапов внедрения маркировки. В планах – маркировать все виды табачной продукции, а также алкоголь в алюминиевых банках.

Источник: Нардное слово № 92

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах