В настоящее время о дним из важных принципов производства конкурентоспособной продукции и возможности свободно предлагать ее на мировом рынке является наличие цифровой экономики.
Например, наличие открытой аналитической базы данных о производственных мощностях и мощностях компании, необходимой информации об участниках производственной цепочки - наличие единой системы, которая их обеспечивает, является необходимым требованием экономических отношений.
В этих целях в нашей стране проводится планомерная работа по построению и ускорению развития цифровой экономики и внедрение системы цифровой маркировки - одно из них.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года «О мерах по повсеместному внедрению цифровой экономики и электронного правительства», Кабинета Министров от 20 ноября 2020 года «О мерах по обеспечению введения обязательной цифровой маркировки для отдельных товаров » и Постановлением от 31 декабря 2020 года « О мерах по обеспечению постепенного внедрения системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции » введен порядок маркировки продукции и контроля за объемом торговли для местных производителей и для импортеров алкогольной и табачной продукции.
С начала внедрения системы маркировки прошло девять месяцев. Какой прогресс был достигнут за это время, какие проблемы возникли и в каком порядке они были решены? Что дала система оценок этому сегменту в целом? Конечно, возникает естественный вопрос: когда и где в нашей стране зародилась система цифровой маркировки?
Для реализации вышеуказанных процессов внедрена национальная информационная система маркировки и отслеживания продукции «Asl belgisi», работающая на основе государственно-частного партнерства, ООО «CRPT-Turon» является оператором данной информационной системы.
Информационная система «Asl belgisi» помогает создать целостную систему, гарантирующую прозрачность внутреннего товарного рынка и подлинность товаров, тем самым создавая больше удобств для импортеров и местных производителей. Специальный цифровой код в нем гарантирует подлинность товара. Основная задача системы - обеспечение безопасности потребителей и борьба с контрафактной и некачественной продукцией. Возникает закономерный вопрос, почему наше государство запустило систему маркировки именно с акцизных товаров? Причина этого очень проста – для того, чтобы иметь всю информацию о товарах, относящихся к этой группе. Потому что рынок табака и алкоголя очень большой и имеет большое количество участников. Под участником мы подразумеваем не только производителей, но и импортеров, оптовых и розничных торговцев. Точный объем импорта этого вида продукции в нашу страну неизвестен. Это означает, что точный расчет налоговых поступлений маловероятен, поскольку бывают случаи «тайного» импорта.
Второй важный вопрос — это здоровье наших граждан. Система маркировки увеличивает контроль, так как каждый продукт имеет уникальный код.
Специальный цифровой код Data Matrix размещается на вкладке и обеспечивает доступ ко всей информации о бренде, такой как название производителя, место производства или продажи, дата и время, срок годности, стандартный номер. Эта информация хранится в государственной информационной системе, и нанесение этого цифрового кода на продукт предотвращает распространение всех незаконных аналогов.
Сканируя данный код с помощью телефона, покупатель может получить всю информацию о бренде. Для этого разработано специальное мобильное приложение «Asl belgisi». Покупатель может проверить подлинность товара перед покупкой и только после приобрести его.
Также важно отметить долю контрабанды и контрафакта в этом сегменте. В сотрудничестве с Государственным налоговым и таможенным комитетами для предотвращения подобных случаев ведется эффективная борьба с этой глобальной проблемой. Можно сказать, что в нашей стране есть случаи незаконного ввоза табачных или алкогольных изделий или их производства и обращения на некоторых заброшенных складах и в подвалах.
Поэтому долгое время искали мощный и эффективный инструмент решения этой проблемы. Самое оптимальное решение прямо сейчас - это система цифровой маркировки. Потому что она позволяет отслеживать всю цепочку - от производства продукта до его покупки у потребителм.
С 1 января 2021 года в стране запущена маркировка алкогольной и пивной продукции, и на сегодняшний день в национальной информационной системе по маркировке и отслеживанию алкогольной продукции «Asl belgisi» зарегистрировано 5 606 участников оборота и оператором выдано 212 миллионов 553 тыс. 432 кодов Data Matrix. Кроме того, наша страна первой среди стран СНГ начала маркировать пивную продукцию, количество зарегистрированных участников системы составляет 4262, а общее количество выданных кодов Data Matrix на сегодняшний день составляет 151 356 353.
Сегодня началась работа по маркировке пивной продукции в Российской Федерации и ряде других стран ближнего зарубежья. Используя опыт Узбекистана, они решили внедрить систему маркировки в этом сегменте. Еще одним преимуществом цифровой системы маркировки является то, что процесс выполняется поэтапно. Что это обозначает?
Для внедрения каждой новой системы требуется время. Система маркировки разработана таким образом, чтобы у производителя, импортера или розничного продавца было определенное время для внедрения системы. То есть понятия «все должно быть сделано за 1 день или за 1 месяц!» этой системе абсолютно чуждо. Например, было установлено, что алкогольная и табачная продукция, производимая в нашей стране, должна иметь специальный код Data Matrix. Однако согласно соответствующему Постановлению произведенная или импортируемая продукция может реализовываться без маркировки до определенного времени. Следовательно, запасы на складе производителя или импортера определяются как управление остатками.
2 ноября этого года Кабинет Министров принял постановление «О дополнительных мерах по маркировке алкогольной и табачной продукции акцизными марками». Согласно Постановлению, с 1 октября 2022 года на упаковках несигаретных табачных изделий должна присутствовать цифровая маркировка. Начиная с 1 марта 2023 года все данные об их обороте должны вводиться в систему маркировки.
Теперь вся информация об упаковке хранится в системе. Это очень важный шаг в формировании нашей долгожданной базы данных. Для того, чтобы правильно реализовать этот процесс, Агентство Республики Узбекистан по регулированию рынка алкогольной и табачной продукции и развитию виноделия провело несколько обучающих семинаров и тренингов. В них активно участвовали производители, импортеры, представители оптовой базы, оператор системы маркировки, представители Государственного налогового комитета. В результате была предоставлена вся информация, обсуждены проблемы и предложены решения для подготовки к этапу агрегирования и его безошибочного запуска.
Стоит отметить, что маркировка — новая система для всех. Но система, суть которой заключается, прежде всего, в сокращении теневого рынка, защите прав честных производителей и потребителей, несомненно, очень важна для нашей страны и наших потребителей.
Цифровая экономика - это требование времени. Прозрачность и открытость для нашего рынка открывает двери для новых возможностей. Система маркировки - важный шаг в этом направлении.
Источник: ИА "UzA"