Национальная система
цифровой маркировки товаров

Asl Belgisi открывает новые возможности

Согласно ПКМ №737, 1 января 2021-года внедрение новой системы маркировки и прослеживаемости стало обязательным для подакцизных товаров. Задачи стояли огромные – цифровизация должна способствовать обелению рынка, сокращению оборота нелегальной торговли и защитит права потребителей и законопослушных производителей.

Маркировка дает возможность прослеживать передвижение товара по всей цепочке – от производителя до потребителя. Участниками оборота — местные производители, импортеры и предприятия оптово-розничного звена. Потребитель же благодаря мобильному приложению Asl Belgisi имеет возможность до покупки проверить товар на подлинность.

Прошло чуть больше года с момента перехода на маркировку, а сегмент уже чувствует его преимущества.

«По состоянию на апрель 2022 года 53 производителя алкоголя и табака работают с маркировкой, а в самой национальной информационной системе «Asl Belgisi» зарегистрировано 11,8 тыс. предприятий розничной торговли», — прокомментировал начальник департамент агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана Комилжон Бекмирзаев в рамках международной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия.»

С начала нового 2022 года увеличился приток инвестиций в сегмент алкогольного рынка, что в первую очередь позитивно сказывается на налоговых и таможенных поступлениях в государственную казну. И радует важный факт – маркировка сыграла ключевую роль!

Стоит отметить, что налог с подакцизных товаров составляет 10% от общего гос.бюджета. По данным ГНК, в сравнении с 2020-годам в 2021-году сбор данного налога составил 12% (в 2020-году – 10%) и увеличил поступления до отметки 12,779 млрд.сум. Для сравнения, в 2020 году эта цифра была равна 10,839 млрд.сум.

О положительной динамике развития рынка рассказал и менеджер Товарной группы «Алкогольная продукция» оператора системы Asl Belgisi Тимур Иргашев:

«На сегодняшний день можно наблюдать интересную динамику на рынке алкоголя в Узбекистане. За полтора года внедрения маркировки мы наблюдаем следующее:

Во-первых: количество компаний, которые занимаются производством алкоголя и пива в прошлом году было 61, а на данный момент их уже 75. За полтора года в индустрии добавилось еще 14 производителей. Эти цифры говорят о том, что маркировка выводит из тени незаконных производителей;

Во-вторых: Импорт алкогольной продукции по отношению к прошлому году вырос в 2 раза. За первые 5 месяцев 2021-года количество заказанных кодов составило 442 тысячи единиц, а в 2022 году за этот же период – более 837 тысяч кодов. Мы наблюдаем динамику обеления рынка и прирост импорта;

В-третьих: особо хотелось бы отметить, что большой рост наблюдается в сегменте производства пива – увеличилось количество заказа кодов местными пивоваренными. Если сравнивать 2021 и 2022 года, то можно смело сказать, что объемы производства увеличились на 30-35%.»

Главной задачей, которая стояла перед цифровой маркировкой является обеление рынка. Система позволила охватить весь сегмент и вывести из тени нечестных производителей, поставив их перед фактом: или работать легально и платить налоги, или же выбыть из игры.

Этот факт подтвердил и Александр Жуков – заместитель Генерального директора «Premium Uzbekistan» (производитель алкогольной продукции). В целом внедрение маркировки выравнивает шансы производителей и приводит к честной конкурентной борьбе, считает он.

«Сейчас мы уже можем анализировать, что доля контрафакта снижается. Надеемся получить доступ к данным системы о конечных потребителях, что позволит снизить затраты на маркетинг», — отмечает Жуков.

UzCarlsberg является одним из самых крупных производителей пивной продукции в Узбекистане и одним из первых внедрил систему маркировки. В мае стало известно, что Европейский банк реконструкции и развития выделит UzCarlsberg кредит на $14,3 млн. Полученные средства пойдут на капитальные инвестиции, говорится в пояснительной записке. Заёмщик профинансирует из них расширение производственных мощностей и модернизацию оборудования. Отмечается, что ЕБРР предоставляет долгосрочное финансирование — такие средства «трудно привлечь в Узбекистане и в частности в местном агробизнесе». Учреждение не только может предоставить их, но и выделит их в разных валютах, пишет Spot.uz.

В привлечении такого рода инвестиций немаловажную роль играет и открытость данных, защита прав производителей и прозрачность рынка. Цифровая маркировка способствовала достижению данных критериев.

«В 2021 г., количество импортёров алкогольной, пивной продукции было 6. На сегодняшний день их уже 13. То есть мы видим, что более чем в 2 раза увеличилось количество импортёров алкогольной и пивной продукции.» — добавил Тимур Иргашев.

Система маркировки открыла участникам рынка новые возможности. Производители, импортёры с помощью инструментов в личном кабинете системы могут выстраивать аналитические отчеты, отслеживать спрос на продукцию, тем самым выстраивая планы производства (импорта) и увеличивая его эффективность, рентабельность и финансовые показатели. Потребитель также имеет возможность стать частью инструмента общественного контроля. Он может точно быть уверен в подлинности и оригинальности продукции, используя мобильное приложение «Asl Belgisi» ( скачать App Store или Google Play), с помощью которого можно, отсканировав код маркировки и удостовериться в этом.

В целом, система цифровой маркировки “Asl Belgisi” открыла новые возможности для участников оборота товаров, способствовала улучшению инвестиционной привлекательности Узбекистана и предоставила потребителям право голоса: за или против подлинности, развития и защиты собственных прав.

Источник: Новости Узбекистана

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах