Национальная система
цифровой маркировки товаров

Актуальные вопросы внедрения системы цифровой маркировки подакцизных товаров

21.09.2021
#

В последние годы количество контрафактной продукции на мировом торговом рынке значительно увеличилось.

Даже политика государств, направленная на сокращение контрафактной продукции, не всегда справляется с предотвращением подделок. Население мира ежегодно увеличивается. По мере роста населения растет и потребность людей в продуктах питания, открывая путь контрафактным товарам. Это наносит серьезный финансовый ущерб экономике любой страны. Одна из актуальных задач - не допустить ввоз в страну некачественных товаров, защитить население от контрафактной продукции.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10 процентов табачных изделий, продаваемых в Европе, являются поддельными или контрабандными изделиями, которые не только наносят серьезный вред здоровью граждан, но и наносят большой финансовый ущерб. Основная часть нелегальной торговли связана с фальсификацией и лицензированием акцизных марок. Незаконные алкогольные и табачные изделия являются одними из самых распространенных видов товаров, которые производятся незаконно, не регистрируются и не облагаются налогами в государственных органах, но при этом потребляются населением. Таможенные органы всего мира ввели отдельные формы таможенного контроля подакцизных товаров.

В этой связи планомерно реформируется и система таможенных органов Республики Узбекистан. В связи с этим был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2020 года № ПФ-6033 «О совершенствовании системы управления производством и регулированием алкогольной и табачной продукции». Согласно Указу:

  • Мониторинг производства и оборота потребительского и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, в том числе путем внедрения и развития современных информационных систем;
  • механизмы соблюдения технико-технологических норм при производстве потребительского и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также контроля качества хранения, в том числе качества сырья и вспомогательных материалов, используемых при их производстве.

В целях установления правил маркировки и отслеживания продукции средствами идентификации и совершенствования механизмов поэтапного введения обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 г. №833 «О мерах по обеспечению постепенного внедрения системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов продукции». В соответствии с требованиями постановления разработана процедура предоставления продукции оператору Национальной системы цифровой маркировки и отслеживания для целей маркировки продукции цифровой идентификацией, включая использование и формирование средств цифровой идентификации, включение информации об обороте продукции, подлежащей обязательной маркировке. В Республике Узбекистан процесс цифровой маркировки и отслеживания товаров в реальном времени в национальной системе состоит из следующих этапов: Участник торгового оборота регистрируется в информационной системе цифровой маркировке; Производитель или импортер заказывает цифровой код и применяет уникальный код к продукту;

Код цифровой маркировки в реальном времени контролирует всю цепочку движения объекта маркировки от завода до потребителя, с момента его ввода в обращение. Во время покупки код сканируется, а затем информация о выпуске продукта отправляется в систему. Потребитель может проверить его легитимность, используя мобильное приложение для цифровой маркировки товаров.

Цифровые этикетки позволяют предприятиям повышать производительность, улучшать логистические схемы, увеличивать долю рынка и, что наиболее важно, увеличивать прибыль: Снижая долю контрабанды и контрафактной продукции, законные производители увеличивают свою долю и объемы производства; Появиться возможность работать в бизнесе по принципу "Just in time". Получив онлайн-информацию о движении продукта, производитель оптимально планирует производство, сокращает запасы и увеличивает товарооборот, электронный документооборот обеспечивает подключение к единому оператору, значительно экономит затраты на логистику в бизнесе, налаживает бухгалтерский учет.

В настоящее время у предпринимателей нет информации о запасах и товарах на складах и в магазинах. Без надлежащего учета невозможно рассчитать прибыль или спланировать закупки, поэтому автоматизация может помочь предпринимателям организовать товары в своем бизнесе в будущем. Обеспечивает полный переход на электронный документооборот, снижает бизнес-расходы и увеличивает производительность труда за счет радикального уменьшения размера бумажных документов.

Мировой опыт показывает, что страны часто привлекали частный сектор к запуску проектов цифровой маркировки. В Китае это компания «Alihealth», принадлежащая «Alibaba», в Бразилии - швейцарская компания SICPA, а в Российской Федерации – ЦРПТ - Центр развития перспективных технологий. Эти компании финансируются путем инвестирования собственных средств, чтобы частный сектор не ложился дополнительной нагрузкой на государственный бюджет.

В Реестре экономических операторов системы обмена акцизными данными (SEED- System of Exchange of Excise Data ) в Европейском Союзе предприниматели могут проконсультироваться в Интернете, чтобы узнать, действителен ли этот акцизный номер или какой категорией товаров этот оператор имеет право торговать. Система обмена данными об акцизных товарах (SEED) является ключевым компонентом EMCS, поскольку она позволяет предприятиям в государствах-членах приостанавливать поставки товаров, если они не уплачивают пошлины, прежде чем разрешить им перемещать акцизные товары. Одна из функциональных функций системы - анализ и документирование всей необходимой информации и процессов, которые являются частью системы движения и управления акцизными товарами (EMCS).

Опыт Калифорнии, Бразилии и Турции в области цифровой маркировки табачных изделий показал, что Бразилия является одной из крупнейших стран-производителей табака в мире. Ежегодно в стране производятся порядка 5,3 миллиарда пачек сигарет, производством занимаются 16 компаний, которые расположены в 19 производственных зонах. На 145 производственных линиях используется 16 различных производственных машин. Для борьбы с незаконным внутренним производством, Бразилия вынудила своих производителей лицензировать всю продукцию. Несоблюдение закона или не уплата налогов могут привести к отзыву лицензии и закрытию завода.

Для внедрения системы «цифровой маркировки» было потрачено порядка 9 миллионов долларов, но в итоге в тот же год удалось собрать дополнительные таможенные пошлины в размере 75 миллионов долларов. С момента внедрения системы государственные органы осуществляли мониторинг соблюдения торговыми точками налогового законодательства, и их отчеты показывают, что доля предпринимателей, продающих контрафактную продукцию в контрафактных торговых точках, снизилась, поскольку подделать цифровую маркировку и изменить коды штампов оказалось невозможным.

В Узбекистане система «цифровой маркировки» создана на основе государственно-частного партнерства. Частный партнер - ООО «CRPT TURON» обеспечивает создание, эксплуатацию и развитие информационных систем для цифровой маркировки и отслеживания товаров. Государственный налоговый комитет осуществляет правовое регулирование в области обязательной оцифровки цифровых знаков. Эта система приносит пользу не только предпринимателям и государству, но и потребителям.

Чтобы потребители не сомневались в законности и подлинности приобретенных товаров, их безопасности для жизни и здоровья, через специальное мобильное приложения любой гражданин может предварительно осмотреть товар и сообщить о любых обнаруженных нелегальных товарах, и эта информация передается в соответствующий регулирующий орган. В связи со снижением доли контрафактных и контрабандных товаров на рынке участие законных производителей и импортеров в системе цифровой маркировки товаров приведет к увеличению доходов и повышению конкурентоспособности. На основе актуальной статистики сезонности, интенсивности и географии продаж отслеживание движения продуктов позволит оптимизировать материалы и запасы. В результате снижаются затраты и повышается производительность труда. Цифровая маркировка стратегических товаров сократит «черный» рынок, повысит налоги и таможенные пошлины.Снижает затраты на организацию контроля товарных рынков.

Внедрение системы цифровой маркировки снизит затраты легальных импортеров и снизит стоимость продукции. Импортеры увеличивают или уменьшают объем продукции, отслеживая внутренний рынок. Это позволяет оптимизировать бизнес-процессы и снизить затраты. Самое главное, что внедрение «цифровой маркировки» приведет к снижению доли контрафактной продукции на рынке и 10% удешевлению товаров.

Авторы: Каримкулов К.- Заведующий кафедрой Таможенного института, д.т.н., профессор, Б.Кузибаев -Курсант 4 курса Таможенного института

Источник: Пресс-служба ГТК

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах