Национальная система
цифровой маркировки товаров

Диёр Расулев: Национальный каталог – часть Национальной системы маркировки «Asl belgisi».

07.05.2021

Диёр Расулев является руководителем проекта "Миллий Каталоги" Национальной информационной системы мониторинга маркировки и отслеживания продукции "Asl Belgisi". Сегодня он расскажет об особенностях данного проекта и его выгоде как для производителя, так и для потребителя.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте Миллий каталог - Национальный каталог.

Национальный каталог – это часть Национальной системы цифровой маркировки «Asl belgisi». Именно в каталоге собирается и проверяется информация о товарах, которые производители и импортеры планируют маркировать.

Цифровая маркировка дает участникам рынка сигнал, что товар оригинальный, не контрафактный, не поддельный. Поэтому перед маркировкой важно идентифицировать товар, собрать о нем всю нужную информацию, проверить, получил ли производитель необходимые разрешительные документы на товар.

Как Вы, думаю, знаете, цифровая маркировка товаров заключается в том, что на каждую отдельную единицу товара (потребительскую упаковку) наносится уникальный цифровой код – код маркировки.

Прежде чем получить код маркировки производитель (или импортер) вносит все сведения о маркируемом товаре в Национальный каталог. В первую очередь наименование товара и его классификация по различным государственным и международным справочникам и классификаторам. Во вторую очередь все потребительские характеристики товара: состав, срок годности, весогабаритные характеристики и рекомендации по применению. В третью очередь разрешительная документация: сертификация товара, наличие прав на товарный знак или знак обслуживания. В четвертую очередь изображение товара: фотография готовой продукции в различных ракурсах, позволяющая ознакомиться с внешним видом товара и информацией на упаковке (этикетке) товара.

- В чем преимущество Национального каталога для представителей бизнеса?

Первые месяцы работы показатели, что производители зачастую сами не обладают полной информацией о номенклатуре выпускаемой ими продукции. А значит не могут донести ее и до остальных участников рынка: дистрибуторов, предприятий розничной торговли и общественного питания, рядовых потребителей.

Национальный каталог позволяет собрать в одном месте всю важную информацию о производимых и завозимых в страну товарах, систематизировать эту информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.

То есть Национальный каталог становится своего рода базой мастер-данных о товарах, и позволяет снизить издержки бизнеса на сбор и обработку информации о товарах. Единожды внеся сведения о товаре в каталог, можно обеспечить доступ к ней всех заинтересованных пользователей:

  • это и организации оптово-розничной торговли, и интернет-магазины, которым интересно видеть производителей и номенклатуру выпускаемой продукции, ее характеристики и сроки годности,

  • это и предприятия-перевозчики, которым важно знать весогабаритные показатели продукции, условия хранения и транспортировки,

  • это и органы государственной власти, которые следят за соответствием товаров требованиям технических регламентов и государственных стандартов. Что не менее важно, информация собирается и храниться в унифицированном виде, что позволяет обеспечить ее сквозное использование в учетных системах всех участников рынка.

Наличие внешних API сервисов позволяет автоматизировать обмен данными и сократить затраты бизнеса на ручную оцифровку и обработку сведений о товарах.

- Какую выгоду получат потребители?

Потребитель получает доступ к каталогу товаров. Возможность узнать, какие товары производятся в стране, или импортируются в страну.

Мы публикуем подробную информацию о каждом товаре: это и состав, и срок годности, и сертификаты соответствия, а также рекомендации производителя и ограничения по потреблению. Причем, не мелким шрифтом на дне упаковки, а в наглядном и структурированном виде.

С информацией о товарах можно ознакомиться как на сайте Национального каталога (http://catalog.milliykatalogi.uz) так и в мобильном приложении Asl belgisi, которое позволяет сканировать штрих-коды и получать информацию о маркированных товарах.

Все это позволяет потребителю сделать осознанный выбор в пользу того или иного товара, лишний раз убедиться, что он покупает качественный и проверенный товар, соответствующий его потребностям.

Отдельно можно отметить, что функционал каталога позволяет адаптировать состав информации под конкретный вид товара. Например, по винодельческой продукции потребителю интересно узнать категорию вина (белое вино, или красное, сухое, или полусладкое), сорт винограда и год урожая. Тогда как по пивной продукции потребитель оценивает цвет пива, его крепость, проходило ли пиво пастеризацию и фильтрацию.

- Какие основные функции выполняет данный проект?

В настоящий момент цифровая маркировка проводится в отношении трех товарных групп: табачная продукция, алкогольная продукция и пивная продукция.

Производитель (или импортер), прежде чем получить коды маркировки, заполняет в каталоге карточку товара, указывает все необходимые сведения, добавляет изображение товара.

После каждая карточка проходит модерацию, то есть вся указанная производителем информация о товаре проверяется. Проверяется: корректность данных, регистрация товара в системе штрихкодирования продукции, наличие действующего сертификата соответствия на товар, наличие прав на использование товарного знака или знака обслуживания; проверяется фотография товара: она должна быть информативной для потребителя и позволять ознакомиться с товаром.

Если все требования соблюдены, то производитель ставит под карточкой товара свою электронную цифровую подпись, и после этого может получать коды маркировки на данный товар.

- Национальный каталог в цифрах. Какова статистика на сегодняшний день?

Сегодня Национальный каталог - это 116 производителей и импортеров и 3 794 карточек товаров. Если говорить о каждой товарной группе, то больше всего зарегистрировано карточек алкогольной продукции – 3285, пивной продукции – 345 и табачной продукции – 164.

Хотелось бы отметить, что функционал каталога будет развиваться. Будет расширяться перечень товарных групп, развиваться интеграция с различными государственными ресурсами и реестрами, а также расширяться взаимодействие с учетными системами самих участников рынка.

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах