Национальная система
цифровой маркировки товаров

Мифы о маркировке

Возникновение "мифов", зачастую, сопутствует запуску любой новой услуги или технологии. Не стала исключением и технология цифровой маркировки товаров. Операционный директор OOO “CRPT TURON” Олег Кузьмин рассказал, какие "мифы" далеки от реальности и могут ввести в заблуждение потребителя.

Миф 1: “Уровень контрафакта в какой-либо отрасли ничтожно мал, поэтому маркировка не нужна”

По данным, имеющимся в открытых источниках, общий уровень “теневой” экономики в Узбекистане составил в 2019 году 52,11%. Это гигантские цифры, означающие, что более половины экономики Узбекистана находится “в тени”. Государство недополучает огромную сумму налогов, что напрямую влияет на социальную сферу. Население потребляет некачественные и, зачастую, просто опасные для здоровья товары, произведенные без соблюдения санитарных норм и технологических стандартов.

Понятно, что уровень контрафакта различается, в зависимости от отрасли. Но, например, по данным Российской Федерации, объем теневого рынка минеральной воды в России составляет более 30%. К сожалению, у нас нет оснований полагать, что уровень контрафакта в Узбекистане в этой же отрасли существенно ниже российского, с учетом того, что механизмы контроля в Российской Федерации развиты гораздо сильнее. Маркировка призвана “обелить” рынок и служит подспорьем в первую очередь потребителям и легальным производителям. Компаниям, выпускающим продукт легально, и платящим налоги в бюджет. “Пострадают” от маркировки нечестные производители, выпускающие полностью нелегальный продукт, подделки, либо, каким-либо образом, скрывающие доходы от государства, организации, использующие “серые” схемы ввоза товара, контрабандисты.

Миф 2: “Наличие цифровой маркировки не является гарантией безопасности продукции”.

Напротив, наличие цифровой маркировки является гарантией подлинности товара и именно цифровая маркировка, нанесенная на какой-либо товар, гарантирует легальность его производства. Мы исходим из того, что честные производители придерживаются технологии производства, например, соков, и, таким образом, гарантируют качество и безопасность произведенной ими продукции. Маркировка такой продукции как раз подчеркивает его легальность и гарантирует его безопасность и качество настолько, насколько производитель гарантирует качество своего товара. Очевидно, что все легальные производители должны придерживаться необходимых стандартов качества, и поэтому между маркированной и безопасной продукцией, по-сути, можно ставить знак равенства.

Миф 3: “Наши покупатели все покупают на обочинах дорог, и все равно будут покупать подделки”.

Товар, на котором маркировка отсутствует, после запуска обязательной маркировки, по факту, уже нелегален. Для проверки подлинности цифрового кода существует бесплатное приложение ASL Belgisi для смартфонов – любой покупатель перед покупкой может отсканировать код на продукте и убедиться в его легальности. Мы понимаем, что все это требует большой разъяснительной работы, в том числе и со стороны честных производителей и Государства, определенной покупательской культуры, но уверены, что Узбекистан пройдет абсолютно через те же этапы изменения покупательского поведения, через которые прошли и другие страны. Убеждены, что в среднесрочной перспективе, покупательское поведение изменится и требовать чек на кассе, как и отсканировать код маркировки на товаре, станет абсолютно обыденным явлением. Мнение о том, что покупательское поведение вечно будет сохраняться на уровне “покупки на обочинах дорог” непонятно, где и как произведенной продукции, без чеков, и что для изменения этого не нужно работать всем участникам оборота, представляется в корне неверным. Забота о здоровье населения – это задача всех производителей, продавцов, как и Государства, и не пытаться изменить данную ситуацию, просто принимая, что 52,11% рынка находится “в тени” и население потребляет зачастую опасные для здоровья товары, представляется крайне сомнительным. Тем более, что ничего нового в этом нет – через стадию “покупка с рук на обочине дороги” прошли все страны, и прошли успешно.

Миф 4: “Единственное изменение, которое почувствуют потребители при введении маркировки – это удорожание продукции”.

Как показывают многочисленные примеры успешного запуска маркировки в мире, в том числе безалкогольных напитков, удорожания продукции не происходит. Наоборот, происходит существенное вытеснение контрафакта и, как следствие, рост доходов честных производителей. Например, доля контрафактной продукции на пивном рынке в России оценивается в 5-12%, и его обеление за счет маркировки может увеличить прибыль легальных производителей на 2,5-3 млрд рублей. А при старте обязательной маркировки воды в России и уходе с рынка нелегальной продукции - рынок легальных компаний расширится на 1,7 млрд руб.

Цена на товары зависит от стоимости сырья, инфляции, логистики и других внешних факторов. Исходя из опыта маркировки совершенно различных товаров в сопредельных странах, цены на них остались на прежнем уровне. За счёт маркировки доходы производителей увеличиваются, а переоснащение производства не отражается на цене – это подтверждено многократно на совершенно различной продукции в различных странах.

Миф 5: “Маркировка – не отработанное технологическое решение, нигде не используется, на нас просто ставят эксперименты”.

Системы маркировки запущены во многих странах мира, включая США, страны Европейского Союза, Аргентину, Бразилию, Беларусь, Россию, Казахстан, Армению и так далее. Отработаны технологические решения для маркировки практически любой упаковки товаров, включая ПЭТ-бутылки и жестяные банки. Мы следуем в тренде современных технологий и используем отработанные решения и для маркировки продукции в Узбекистане, используя лучший опыт России и других стран. Более того, ассортимент маркируемой продукции, например, в России, несравнимо больше (маркируются уже и шубы, и обувь, продукция лёгкой промышленности, автомобильные шины и т.д.), уже успешно завершился пилотный проект по маркировке в Росси безалкогольных напитков и принято решение об обязательной маркировки минеральной воды с 1 декабря 2021 года, а для всех остальных видов бутилированной воды - с 1 марта 2022 года. Таким образом, маркировка – это отработанное решение, масштабируемое практически для любых товарных групп. Как показывает мировая практика, в том числе и в России, ни в одной из товарных групп, после запуска маркировки, не наблюдалось никакого дефицита, поэтому опасения о том, что “маркировка не работает”, по меньшей мере, беспочвенны.

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах