В Узбекистане 15 июня стартовал пилотный проект OOO «CRPT TURON» по маркировке воды и прохладительных напитков. К этому времени аналогичная программа подошла к концу в Российской Федерации. Руководитель управления безакцизных товарных групп ЦРПТ Кирилл Волков рассказал нам, как прошел эксперимент по маркировке бутилированной воды в России и в чем его преимущества.
— Здравствуйте, Кирилл! Расскажите, пожалуйста, как прошел эксперимент по маркировке бутилированной воды в России.
Успешно. Он проводился с апреля 2020 года по 1 июля 2021 года. Фактическое участие в проекте приняли более 80 производителей упакованной воды, среди них и крупные международные компании, и локальные производители с различными формфакторами упаковки, объемами самой упаковки и, соответственно, с разной степенью автоматизации производства — от ручного (с совсем небольшими объемами выпускаемой продукции — микропредприятия) и до линий со скоростью производства 60 000 бутылок в час. За время действия нашей программы мы смогли подобрать различные варианты решений под все линии и успешно, без каких-либо негативных факторов, без брака и без убавления скорости линии, провели тестирования на площадках всех участников эксперимента.
Таким образом были подобраны решения и для микропредприятий с мощностью линий от 60 единиц продукции в час, и для крупных производителей с большими скоростными линиями — до 60 000 единиц продукции в час . Если на момент эксперимента в основном использовались базовые схемы и участники оборота хотели посмотреть, как в минимально затратном и максимально оперативном для себя режиме можно реализовать задачи, поставленные проектом, то сейчас участников больше интересует глубокая автоматизация, более сложные технические решения. На сегодняшний день нет сомнений, что стоимость возможных вариантов производства является не первоочередным фактором при выборе технологического решения у крупных производителей. Для малых же предприятий это действительно существенный критерий, и интеграторы, в большинстве своем работающие на территории РФ, предлагают достаточно широкую вариативность с точки зрения финансовой составляющей и на сегодняшний день удовлетворяют активно формирующийся на российском рынке спрос на различные варианты решений маркировки продукции.
— Кто из производителей принял участие в эксперименте?
Более 80 компаний, которые работают на российском рынке, — как наши локальные производители, так и международные. Из крупных именитых участников можно назвать по торговым наименованиям воду «Архыз», компанию «Байкалси компани» и «Аква Минерале» компании «Пепси».
— Какова была реакция производителей и импортеров на внедрение маркировки упакованной воды?
Любые новые нормативные требования довольно редко встречают максимально позитивный отклик. Они не всегда достигают нужного понимания в отрасли, осознания ценности этого проекта, его задач в глобальном виде с самого начала. Но тем не менее к окончанию эксперимента стали видны его результаты и прямое влияние на участников. К этому моменту уже можно определить стоимость решений, особенности их внедрения и дальнейшего обслуживания, а также сформировать понимание, что опасения, выдвигавшиеся в основном в начале эксперимента, чаще всего избыточны.
Хочу отметить, что участники сразу были очень позитивно настроены по отношению к процессу маркировки бутилированной воды, в отличие от многих других товарных групп. Во многих регионах есть и проблема нелегального производства, которое открывается под сезон, работает несколько месяцев и закрывается, и проблема демпинга в связи с различными схемами оптимизации налогов и прочими нюансами. Как мы видим, трудности, связанные с этим сегментом производства, существуют, и об этом неоднократно говорили участники.
Очень большой плюс заключается в том, что регулирование сегмента вводится как раз механизмом цифровой маркировки в диалоге с оператором системы и с правительством, проводится публичный и открытый для всех эксперимент. Многие опасались, что будет иначе: появятся новые невыполнимые требования, которые нужно будет исполнить уже через 2–3 месяца, и пока вышли бы разъяснения, пока бизнес смог бы сформировать схемы работы по новым правилам… неизбежно возникли бы прямые финансовые убытки! В случае маркировки бизнес сам активно участвует в разработке методических рекомендаций, в формировании правил маркировки.
У нас всего 80 производителей были задействованы непосредственно в эксперименте, а в рабочую группу входили более 170 компаний — это и дистрибьюторы, и импортеры, и ассоциации, и сами производители упакованной воды. В рамках наших рабочих групп обсуждалось большое количество вопросов, связанных с внедрением маркировки.
- Как вы считаете, насколько важно производителю участие в пилотном проекте и почему?
В данном случае плюсы и профит очевидны. У производителя появляется возможность с минимальными организационными и полным отсутствием финансовых затрат определить для себя очень важный аспект работы с маркировкой. К моменту подписания контракта у компании имеется следующая важная информация:
• во-первых, какое техническое оборудование нужно установить, — сформировано полное видение технического, складского и логистического процессов;
• во-вторых, можно сразу сориентироваться по стоимости всех вариаций оборудования и программного обеспечения для маркировки, получить информацию о том, сколько будет стоить то или иное решение и его внедрение;
• в-третьих, это прямой контакт с оператором системы маркировки и более глубокое понимание нормативных требований, которые вступят в силу после эксперимента, а также возможность поучаствовать в формировании этих требований — описать свои бизнес-процессы.
В целом, очень много плюсов, которые вместе как раз дают уникальную возможность принять участие в дальнейшем формировании регулирования собственного рынка, направленного на прекращение нелегального оборота продукции, на борьбу с теневым сегментом.
— Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями столкнулись производители во время пилотного проекта и как их преодолевали.
Трудностей как таковых было много: например, подбор технических решений под определенные скорости, поскольку оборудования для маркировки в промышленном масштабе ни у кого из производителей, конечно же, не имелось, и для любого участника это было определенным вызовом. Сложностей хватало у разных производителей, и мы с ними справились совместно. Действительно, была проведена очень большая и хорошая работа, которая, более того, помогла и остальным компаниям, присутствующим на рынке: опираясь на результаты эксперимента, мы смогли в итоге сделать калькулятор технических решений для разных участников рынка.
— Назовите, пожалуйста, общее количество участников оборота вашей товарной группы.
— По аналитическим данным, в РФ от 900 до 1500 производителей, а импортеров, которые ввозят упакованную воду, — порядка 200–250 компаний. При этом и по производству, и по импорту только небольшая часть участников закрывают уже по 90% рынка — в каждом сегменте есть крупные компании, которые по своим объемам продукции занимают внушительную часть рынка, и далее идет огромное количество малых и средних предприятий, которые выпускают продукцию определенного сегмента, занимают определенную нишу.
С точки зрения распространения продукции, оптовой и розничной реализации, мы оцениваем этот рынок ориентировочно в 200 000 компаний — они занимаются дистрибуцией воды, логистическими операциями, покупают и продают эту воду в оптовом и розничном сегменте.
— Повлияла ли маркировка на рост цен?
Влияние на рост цен мы увидим, когда все это будет запущено. По аналогии с другими товарными группами роста цен не было. Некоторые производители, импортеры рассуждали о том, что маркировка — это очень дорого и в любом случае ляжет на плечи потребителя. Однако в итоге мы видим, что на рынке всегда сохраняется конкуренция, и, условно, кто-то из участников готов переложить операционные затраты на плечи потребителей, а другие говорят, что применят альтернативные механизмы формирования цены, заложат в маржинальность, чтобы сохранить конкуренцию в собственном сегменте. Дальше включаются инструменты рыночной экономики, инструменты конкуренции, которые уже позволяют выравнивать цены и не давать им расти.
— Каков процент теневого рынка в этом сегменте?
На сегодняшний день имеются несколько цифр от различных аналитических агентств. Но согласно данным налоговой службы, доля теневого рынка упакованной воды в РФ составляет порядка 30 %.
— Каковы ваши ожидания от маркировки воды и безалкогольных напитков?
Обязательная маркировка в России стартует 1 декабря. На самом деле, ожиданий довольно много — избавление рынка от нелегальных производителей, от компаний, для которых производство воды — только ширма, вывод теневого оборота продукции в легальное поле, повышение собираемости обязательных платежей, предоставление потребителю возможности проверить качество продукции и покупать «честную» воду и, конечно же, это систематизация для государства, аналитика участников оборота, объемов импорта и производства продукции в реальном времени, в том числе в разрезе регионов, товарных знаков, легальности использования недр, анализ дефицита и профицита питьевых вод — формирование актуальной статистики, которой на сегодняшний день, к сожалению, нет.
В процессе эксперимента мы анализировали десятки источников данных по рынку воды и понимаем, что они абсолютно не стыкуются друг с другом, хотя везде даны хорошие экспертные оценки. Нет достоверной статистики, и система маркировки, безусловно, позволит ее сформировать.
К тому же мы активно работаем над синхронизацией маркировки с информационными системами других государственных органов, в том числе с информационными системами Роснедр — для того, чтобы обеспечить прослеживаемость природной воды, т.е. кто и где добывает эту воду и где она по факту производится. Потому что есть случаи, когда вода, которая стоит на полке магазина, производится не из тех источников, которые указаны на этикетке, из-за этого потребитель вводится в заблуждение — а возможности проконтролировать всю цепочку целиком пока нет. Благодаря интеграции с системами Роснедр система маркировки будет давать возможность прослеживать продукцию не только от производителя до потребителя, но и от места добычи воды, а также контролировать корреляцию объемов добычи воды с объемами производства.
Система маркировки, которая уже имеет интеграцию с большим количеством контрольно-надзорных органов — это и Роспотребнадзор, и Федеральная налоговая служба, и Федеральная таможенная служба, — также поможет оптимизировать процессы контрольно-надзорной деятельности с помощью цифровизации данных и их аналитики.
— Спасибо за ответы!