Национальная система
цифровой маркировки товаров

Фазлиддин Сайдуллаев: «За время пилотного проекта удалось решить ключевые задачи проекта»

23.07.2021

1 января 2021 года в стране стартовала обязательная маркировка табачной продукции. Была проведена обширная работа: несмотря на тяжелую ситуацию с пандемией и всевозможными ограничениями, совместными усилиями оператора маркировки и производителей удалось завести в страну необходимое оборудование, пригласить европейских специалистов и обучить персонал необходимым знаниям и навыкам. О первых результатах маркировки расскажет менеджер Торговой Группы «Табак» OOO “CRPT TURON”, Фазлиддин Сайдуллаев.

-Впервую очередь, хотелось бы поздравить Вас с успешным запуском проекта! Обязательная маркировка табачной продукции в нашей стране стартовала успешно. Каковы показатели маркировки табака в цифрах?

Спасибо за поздравление! Если говорить о цифрах, то на сегодняшний день производителями получено 313,3 млн кодов маркировки, фактически использовано для маркировки 256,3 млн кодов. Иными словами, за первые полгода со старта маркировки производители и импортеры промаркировали указанное количество единиц табачной продукции.

- Участники оборота – кто они и каково их количество в товарной группе «Табак»?

Участниками оборота являются местные производители, импортеры и предприятия оптово-розничного звена. На сегодня в Узбекистане существуют два производителя табачной продукции – это АО СП «УЗБАТ А.О.» (производство осуществляется на самаркандской табачной фабрике) и ООО «Tashkent Tobacco» (на фабрике в Ташкенте осуществляется лицензированное производство продукции двух мировых брендов: Philip Morris International и Japan Tobacco International). Импорт табачной продукции осуществляют три предприятия. Также в системе маркировки сегодня зарегистрировано около 5 тыс. предприятий, осуществляющих оптовую и розничную торговлю табачной продукцией.

- Какова была реакция производителей к введению обязательной маркировки их продукции?

Производители подошли к участию в проекте довольно активно. Здесь стоит отметить, что в целом у производителей табачной продукции традиционно очень высокие стандарты производства, высокая производственная культура, высокие требования к качеству продукции. И кроме того, табачная отрасль активно использует системы «Trake&Trace», т.е. системы прослеживаемости продукции, которые позволяют, во-первых, контролировать свое производство, отслеживать и анализировать, как продукция движется дальше по рынку, и, в случае необходимости, иметь возможность отзывать продукцию с рынка, если у производителя есть какие-либо сомнения в качестве или безопасности выпущенной продукции.

В этом контексте система отслеживания товаров “Asl Belgisi” дает производителям возможность повысить эффективность систем «Trake&Trace» и наблюдать за движением товара по всей цепочки – от фабрики до покупателя, - фактически, в режиме реального времени. Кроме того, готовность к маркировке продукции позволяет фабрикам выходить и на внешние рынки. Так, обязательная маркировка табачной продукции уже введена в Российской Федерации, в Казахстане, в Киргизии, проводится пилотный проект в Армении. В ближайшем будущем цифровая маркировка табачной продукции будет введена и в странах ЭС.

- Подготовка к запуску маркировки на табачном производстве пришлась на критический момент во всем мире – на период распространения коронавируса. Как Вам удалось преодолеть все трудности и вовремя запустить маркировку?

Безусловно, в связи с введением в прошлом году противоэпидемиологических мер, как в Узбекистане, так и во многих других странах, были определенные сложности с логистикой, с поставкой необходимого оборудования, с прибытием в Узбекистан иностранных специалистов. Дело в том, что современное табачное производство – это весьма высокотехнологичное и высокоскоростное производство, предъявляющее довольно высокие требования к качеству и надежности оборудования.

В рамках проекта OOO “CRPT TURON” активно помогали производителям решить вопросы с логистикой оборудования и приездом иностранных специалистов в Узбекистан в условиях фактического запрета на международные грузовые и пассажирские перевозки. Дело в том, что поставщики оборудования такого класса для выполнения гарантийных обязательств требуют, чтобы установка, монтаж и пуска-наладка оборудования осуществлялась только авторизованными специалистами, которых в Узбекистане сегодня нет. Вместе с производителями удалось обеспечить прибытие специалистов из 4-х стран – Германии, Сербии, Румынии и России, которые помогали как в установке оборудования, так и в обучении производственного персонала для того, чтобы персонал местных производителей мог самостоятельно работать на новом оборудовании.

В результате все производители (и национальные, и иностранные) своевременно подготовились к старту обязательной маркировки и с 1 января 2021 года перешли на производство исключительно маркированной продукции в штатном режиме.

- Каковы итоги первых 6-месяцев?

Подводить итоги проекта пока рано. За время пилотного проекта нам удалось решить ключевые задачи: запустить систему маркировки, обеспечить маркировку всей производимой и заводимой в страну продукции, принять необходимые для этого законодательные акты, и что не менее важно, довести до участников рынка принципы работы системы и те эффекты, которые цифровая маркировка дает производителям, потребителям и государству. Теперь предстоит решить много других задач, чтобы довести работу системы маркировки до логического завершения, повысить ее эффективность и полезность для ключевых участников рынка.

- На каком этапе проект сегодня?

Первый рубеж – обязательная маркировка всей выпускаемой и завозимой продукции – пройден. Теперь необходимо пройти переходный период, связанный с реализацией остатков, произведенных до введения обязательной маркировки. Решением Кабинета Министров на это предоставлен ровно один год, т.е. до 1 января 2022 года все остатки немаркированной продукции должны быть реализованы. Следующая задача – это повышение эффективности применения онлайн контрольно-кассовой техники, так называемых онлайн-касс. У нас уже запущена интеграция с информационной системой оператора фискальных данных (ОФД), которая в режиме реального времени передает сведения о продаже товаров с цифровой маркировкой. Согласно утвержденным планам, с 1 января этого года у всех субъектов предпринимательства должны были стоять онлайн-кассы, в первую очередь, у тех субъектов, кто осуществляет реализацию подакцизных товаров: табачных изделий, алкогольной продукции, лекарств. Однако мы видим, что процесс развивается довольно неуверенно, не все розничные точки оборудованы онлайн-кассами, продавцы не всегда пробивают чеки. Безусловно, свою роль сыграла и пандемия коронавируса, предоставление соответствующих льгот и отсрочек. Но мы надеемся, что по мере восстановления экономической активности будет развиваться и этот проект.

- Каковы планы на будущее?

К чему мы сейчас активно готовимся – это электронная прослеживаемость. С 1 октября этого года производители должны будут вводить продукцию в оборот, т.е. передавать в систему маркировки данные о том, какую продукцию, какую конкретно пачку сигарет, они отгружают дистрибуторам. И с 1-го января следующего года уже будет фиксироваться последующее звено – отгрузка товара от дистрибутора к следующему участнику цепочки. Для этого OOO “CRPT TURON” планирует использовать инфраструктуру электронного документооборота, которая сегодня активно развивается Государственным налоговым комитетом. Сегодня электронный счет-фактура – фактически универсальный электронный документ, который фиксирует факт продажи товаров один экономическим субъектом другому.

На сегодняшний день в стране работает около 20 операторов электронного документооборота, которые предоставляют услуги электронного документооборота, обеспечивают интеграцию с товаро-учетными системами предприятий и передачу электронных документов в систему роуминга электронных документов. Мы планируем поэтапно подключать операторов к проекту, так, чтобы к 1 января следующего года каждый из этих операторов предоставлял своим клиентам сервис по работе с электронными счетами-фактурами, содержащими сведения об обороте товаров с маркировкой. Прорабатывается развитие аналитической платформы, которая позволит государственным органам анализировать ситуацию на рынке и принимать необходимые регуляторные меры, и предоставит производителям инструменты анализа своей производственной деятельности, оценки спроса на свою продукцию и оптимизации производственных планов и логистических цепочек.

Другое направление, которое планируется развивать – платформа по контролю за оборотом подакцизных товаров, проект «Цифровой акциз», который позволит на первом этапе синхронизировать цифровую маркировку с налоговой отчетностью по акцизному налогу и отчетностью по обороту акцизных марок, которые сегодня являются обязательными для табака и алкоголя. И на следующем этапе отказаться от использования акцизных марок. Задача стоит начать этот процесс с винодельческой продукции, т.е. натурального вина местного производства.

Сегодня государство активно поддерживает отрасль виноградарства и виноделия, поэтому первый шаг будет пилотирование цифрового акциза на примере винодельческой продукцию. И уже потом, после настройки системы и оценки ее эффективности, распространить ее на иные виды подакцизной продукции.

- Спасибо за беседу

Регистрация в системе маркировки
Зарегистрироваться
Для бизнеса

Регистрируйтесь в системе маркировки и добровольных экспериментах