
Цифровая маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения
Дата начала обязательной маркировки: 1 сентября 2022 года.
Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежащих цифровой маркировке, определен Постановлением Кабинета Министров № 149 от 02.04.2022 года.
Участники оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения самостоятельно маркируют лекарственные средства и изделия медицинского назначения и представляют информацию о нанесении средств цифровой идентификации в НИС МПТ в соответствии с Постановлением.
Цифровая маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется следующим образом:
- средства цифровой идентификации наносятся непосредственно на производственной линии перед отправкой на склад в специально отведенном месте типографским способом (размер не менее 10*10 миллиметров);
- средство цифровой идентификации наносится таким образом, что не позволяет отделить средство цифровой идентификации от потребительской упаковки в течение всего срока годности лекарственного средства или медицинского изделия;
- средства цифровой идентификации не должны быть напечатаны на прозрачной пленке или любом другом внешнем упаковочном материале и покрыты другой информацией.
Согласно постановлению:
- лекарственные средства с вторичной (внешней) упаковкой (кроме орфанных) подлежат обязательной маркировке с 1 сентября 2022 года;
- лекарственные средства с первичной (внутренней) упаковкой, при условии отсутствия вторичной (внешней) упаковки (кроме орфанных), подлежат обязательной маркировке с 1 ноября 2022 года;
- лекарственные средства и медицинские изделия для орфанных заболеваний (по перечню, утверждаемому Минздравом), подлежат обязательной маркировке с 1 марта 2023 года;
- лекарственные средства, включенные в реестр лекарственных средств с зарубежными регистрациями, результаты которых признаны в Узбекистане, подлежат обязательной маркировке с 1 марта 2023 года;
- медицинские изделия по перечню, определяемому Минздравом, начали маркироваться с 1 февраля 2025 года.
Переходные меры
- В течение 3 лет с даты обязательной маркировки для соответствующей группы – разрешается реализация без маркировки лекарственных средств и медицинских изделий, произведенных до даты обязательной маркировки.
- В течение 90 дней с даты обязательной маркировки для соответствующей группы – разрешается местным производителям сертифицировать без обязательной маркировки лекарственные средства и медицинские изделия, произведенные до даты обязательной маркировки.
- В течение 180 дней с даты обязательной маркировки для соответствующей группы – разрешается иностранным производителям сертифицировать и импортировать без обязательной маркировки лекарственные средства и медицинские изделия, произведенные до даты обязательной маркировки.
- В течение 12 месяцев с даты обязательной маркировки для соответствующей группы – иностранные производители должны либо открыть свое представительство в Узбекистане либо заключить договор с местной компанией по вопросам внедрения цифровой маркировки (с обязательным указанием такой компании в инструкции лекарственного средства или изделий медицинского назначения). Функции представительства\местной компании также должно охватывать обеспечение уплаты штрафов в случае нарушения правил обязательной маркировки.
На товары наносится средство цифровой идентификации – код Data Matrix.
В систему мониторинга подаются сведения о вводе товаров в оборот.
Оператор получает информацию от роуминг-оператора ЭСФ информацию о передаче права собственности на товары с кодами.
Возможность выпуска агрегации кодов идентификации товаров в упаковки второго и третьего уровней.
- Постановление Кабинета Министров № 737 от 20.11.2020 "О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров" (ознакомиться)
- Постановление Кабинета Министров № 833 от 31.12.2020 "О мерах по обеспечению поэтапного внедрения системы обязательной цифровой маркировки некоторых видов продукции" (ознакомиться)
- Постановление Кабинета Министров № 943 от 23.11.2019 "О мерах по обеспечению применения онлайн контрольно-кассовых аппаратов и системы виртуальной кассы" (ознакомиться)
- Постановление Кабинета Министров № 522 от 25.06.2019 "О мерах по улучшению использования электронных счетов-фактур в системе взаиморасчетов" (ознакомиться)
- Постановление Кабинета Министров № 489 от 14.08.2020 "О мерах по совершенствованию налогового администрирования, связанного с зарубежными юридическими лицами и налогом на добавленную стоимость" (ознакомиться)
Основные пошаговые действия для нерезидентов
Получение электронной цифровой подписи
ЭЦП — это альтернатива традиционной подписи от руки, необходимая для подтверждения личности при подписании и проверке подлинности электронных документов.
Использование ЭЦП позволяет быстрее обмениваться юридически важными документами при минимизации взаимодействий между контрагентами.
Как получить ЭЦП
Регистрация в системе ASL BELGISI
НИС Asl Belgisi — Национальная информационная система мониторинга маркировки и отслеживания продукции. В данной системе проходит вся работа с маркировкой товаров для участников оборота товаров: от описания товаров и заказа кодов маркировки до ввода и вывода из оборота маркированных товаров.
Регистрация является обязательным этапом, без которого невозможна работа с маркировкой на основании постановления Кабинета Министров № 833 от 31.12.2020 г.
Пополнение баланса в системе
1. Для того, чтобы получить счет на оплату кодов маркировки, прежде всего, необходимо авторизоваться в едином личном кабинете Asl Belgisi.
2. Выбираем нужную товарную группу.
Регистрация продукции в Реестре маркированных товаров
Подробное описание каждого атрибута, с разбивкой по товарным группам, доступно в разделе Справочного центра ASL BELGISI — «Реестр маркируемых товаров». Для просмотра раздела необходима регистрация/авторизация пользователя.
Для этого необходимо выполнить два действия.
1. Пройти регистрацию.
2. Активировать учетную запись, нажав на которую придет ссылка на указанный адрес электронной почты. Раздел станет доступен для просмотра.
Заказ и получение кодов маркировки
Для формирования заказа кодов маркировки в личном кабинете участника необходимо перейти в раздел «Заказ кодов».
Подача отчета о нанесении кодов маркировки
Для перевода кодов маркировки из одного статуса в другой в НИС Asl Belgisi необходимо подготовить следующие отчеты.
1. Отчет о нанесении кодов маркировки на изделие.
2. Списание (отбраковка/dropout) кодов маркировки.
3. Отчет об агрегации кодов маркировки.
4. Состояние дезагрегации.
Подача отчета об агрегации
Агрегация – объединение товаров в потребительской упаковке в групповую упаковку и (или) транспортную упаковку первого уровня, а также в транспортную упаковку последующих уровней с нанесением на создаваемую упаковку кода идентификации, обеспечивающего сохранение информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной потребительской упаковки, групповой упаковки транспортной упаковки с кодом идентификации создаваемой групповой упаковки и (или) транспортной упаковки.
Основные пошаговые действия для резидентов
Получение электронной цифровой подписи
ЭЦП — это альтернатива традиционной подписи от руки, необходимая для подтверждения личности при подписании и проверке подлинности электронных документов.
Использование ЭЦП позволяет быстрее обмениваться юридически важными документами при минимизации взаимодействий между контрагентами.
Как получить ЭЦП
Регистрация в системе ASL BELGISI
НИС Asl Belgisi — Национальная информационная система мониторинга маркировки и отслеживания продукции. В данной системе проходит вся работа с маркировкой товаров для участников оборота товаров: от описания товаров и заказа кодов маркировки до ввода и вывода из оборота маркированных товаров.
Регистрация является обязательным этапом, без которого невозможна работа с маркировкой на основании постановления Кабинета Министров № 833 от 31.12.2020 г.
Пополнение баланса в системе
1. Для того, чтобы получить счет на оплату кодов маркировки, прежде всего необходимо авторизоваться в едином личном кабинете Asl Belgisi.
2. Выбираем нужную товарную группу.
Регистрация продукции в Реестре маркированных товаров
Подробное описание каждого атрибута, с разбивкой по товарным группам, доступно в разделе Справочного центра ASL BELGISI — «Реестр маркируемых товаров». Для просмотра раздела необходима регистрация/авторизация пользователя.
Для этого необходимо выполнить два действия.
1. Пройти регистрацию.
2. Активировать учетную запись, нажав на которую придет ссылка на указанный адрес электронной почты. Раздел станет доступен для просмотра
Заказ и получение кодов маркировки
Для формирования заказа кодов маркировки в личном кабинете участника необходимо перейти в раздел «Заказ кодов».
Подача отчета о нанесении кодов маркировки
Для перевода кодов маркировки из одного статуса в другой, в НИС ASL Belgisi необходимо подготовить следующие отчеты.
1. Отчет о нанесении кодов маркировки на изделие.
2. Списание (отбраковка/dropout) кодов маркировки.
3. Отчет об агрегации кодов маркировки.
4. Отчет о состоянии дезагрегации.
Подача отчета об агрегации
Агрегация – объединение товаров в потребительской упаковке в групповую упаковку и (или) в транспортную упаковку первого уровня, а также в транспортную упаковку последующих уровней с нанесением на создаваемую упаковку кода идентификации, обеспечивающий сохранение информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной потребительской упаковки, групповой упаковки транспортной упаковки с кодом идентификации создаваемой групповой упаковки и (или) транспортной упаковки.
Передача маркированных товаров по электронному счету-фактуре
Существует несколько способов внесения кодов маркировки в счет-фактуру:
1. Вручную – такой способ подходит для тех, кто реализует небольшое количество товара;
2. Загрузка файла в формате, который использует ваш оператор электронного документооборота (как правило, в формате excel). Для наполнения кодами маркировки такого файла оптимально использовать специальные устройства – двухмерные лазерные сканеры, терминалы сбора данных;
3. Методами API при помощи автоматизированной системы со специализированным программным обеспечением (подходит для участников оборота товара с большим объемом реализуемой продукции).